Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Межрегиональный центр повышения квалификации

Места проведения занятий

Миллионная улица, 27

Главный офис нашего центра расположен в Гофмейстерском доме, входящем в комплекс зданий дворца великого князя Владимира Александровича (участок сквозной, от Дворцовой набережной (д. 27) до Миллионной улицы, на нем расположено несколько зданий и два внутренних двора). Гофмейстерский корпус предназначался для квартир служащих дворца, поэтому парадных интерьеров в нём нет, это просто историческое здание XIX века.

Расскажем немного о самом дворце и его владельцах.

Проект дворца великого князя Владимира Александровича выполнил А.И. Резанов — профессор Императорской Академии художеств. Закупкой предметов декоративного убранства (обоев, мебели, бронзы) в Германии и Франции занимались академики И.С. Китнер и В.А. Шретер.

Строительство Владимирского дворца началось летом 1867 года. 21 сентября 1867 года состоялась торжественная закладка дворца. Спустя всего один год здание было готово. В создании интерьеров кроме Резанова принимали участие его помощники В.А. Шретер, И.С. Китнер и А.Л. Гун.

Торжественное освящение дворца состоялось 10 августа 1874 года при присутствии всей императорской семьи. Оно было приурочено к бракосочетания великого князя Владимира Александровича с герцогиней Марией Александриной Элизабетой Элеонорой Мекленбург-Шверинской (Марией Павловной), которое произошло уже 16 августа.

Фасад дворца великого князя Владимира Александровича выполнен в духе венецианского палаццо. На нём размещены: гербы царства Казанского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического, великого княжества Киевского, великого княжества Владимирского, великого княжества Финляндского, родовой герб Владимира Александровича, вензель Марии Павловны, родовой герб Марии Павловны, гербы великого княжества Грузинского, царства Сибирского и царства Астраханского. Входы для прислуги разместились по углам здания. Мостовую перед дворцом вымостили серым гранитом.

На первом этаже дворца разместились личные покои владельца: Передняя, Приёмная Бильярдная, Гостиная, Кабинет, Библиотека, Гардеробная, Умывальня, Уборная, Баня и помещения для прислуги. Сюда можно было попасть через главный вход и вход со стороны внутреннего двора. Одну из стен Бильярдной украшала картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». За неё великий князь заплатил художнику 3 000 рублей. Из Главного вестибюля дверь справа от камина вела в запасные покои: Гостиную, Приёмную и Спальню.

Парадная лестница вела в парадные помещения дворца. Самое большое помещение второго этажа — Парадная приёмная (Малиновая гостиная) в стиле итальянского ренессанса. За ней располагались Гостиная в стиле Людовика XVI, Малая столовая в стиле английской готики, Буфет, Буфетная лестница и комната, ведущая в Танцевальный зал.

В северо-восточном углу здания обустроена лестница, в перила которой вплетён вензель «VM» — Vladimir, Maria. На втором этаже также находились апартаменты великой княгини Марии Павловны: Передняя, Приёмная в помпейском стиле, Гостиная в стиле Людовика XVI, Кабинет, Будуар в мавританском стиле, Опочивальня, Уборная, Ванная и Гардеробная.

На третьем этаже разместились детские комнаты: Передняя, Буфет, Игорный зал, Спальня, Столовая, Ванная, а также помещения для воспитателей и прислуги. Над третьим этажом устроили домовую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Всего во дворце и подсобных строениях насчитывалось 356 помещений.

Кроме самого дворца на участке были построены четырёхэтажный Гофмейстерский дом с главным фасадом на Миллионной улице (№27), Конюшенный корпус на 36 лошадей в центре второго двора. В гофмейстерском корпусе устроили квартиры для служащих.

Стоимость строительства дворцового комплекса составила 1 568 216 рублей 54 копейки. По предварительной смете планировалось истратить 419 568 рублей.

Дворец Великого князя Владимира Александровича был оборудован всеми передовыми удобствами того времени: лифтом, водяным отоплением, вентиляцией с подогревом и увлажнением воздуха. В 1884 году во дворце появился телефон. Между Уборной Марии Павловны и детскими комнатами была проложена слуховая труба, через которую можно было вести переговоры. В 1888 году здесь было проведено электричество.

Великий князь Владимир Александрович увлекался живописью. В его дворце хранились картины И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.И. Крамского, Ф.А. Васильева, К Е. Маковского, И.К. Айвазовского и других русских художников — всего более 60 полотен. Когда великий князь возглавлял Императорскую Академию художеств, он позволял студентам копировать принадлежавшие ему картины. Для богатой коллекции вин во дворце был создан погреб, где размещались 15 596 бутылок.

Владимир Александрович был президентом Академии художеств, почётным членом Академии наук и Михайловской артиллерийской академии.

После смерти Владимира Александровича в 1909 году дворцом владела его жена Мария Павловна, возглавившая Академию художеств. Мария Павловна занимала исключительно положение в обществе, было очень мало членов императорской фамилии, которые смогли бы сравниться с ней по силе влияния. В 1911 году в центре главного двора установили фонтан, привезённый из Флоренции. Во время Первой мировой войны Мария Павловна занималась благотворительностью. В 1917 году она уехала в Кисловодск, а в 1920 году ей удалось покинуть Россию. Она умерла в 1920 году, похоронена во Франции. После отъезда Марии Павловны из Петербурга во дворце жил её старший сын Кирилл, известный тем, что в 1924 году в эмиграции провозгласил себя императором Всероссийским Кириллом I.

В мае 1917 года во дворце великого князя Владимира Александровича стал располагаться Комитет по делам военнопленных Российского общества Красного креста. В июне сюда переехал эвакуационный отдел Главного управления Генштаба. 15–16 марта во дворце произошёл пожар, который захватил Венецианскую гостиную на половине Кирилла Владимировича. После октября 1917 года во Владимирском дворце разместилось правление Союза Международных Торговых Товариществ. С октября 1918 года зданием владел Театральный отдел Наркомпроса. С 1919 года здесь работало издательство «Всемирная литература». Всё имущество было вывезено, часть отдано в музеи, часть продана иностранцам.

12 января 1920 года весь Владимирский дворец заняла Петроградская Комиссия по улучшению быта учёных, которую возглавлял А.М. Горький. С 31 января дворец стал называться «Дом Учёных», это название сохраняется и поныне. Здесь устроили общежитие на 20 человек. При нём работали библиотека, амбулатория, баня, прачечная, парикмахерская и клуб. В этом общежитии по ходатайству Горького некоторое время жил Осип Мандельштам. Директором Дома Учёных был назначен А.С. Роде, который принимал активное участие в помощи голодавшим учёным. Благодаря этому дворец нередко называли «РОДЭвспомогательным домом».

Общежитие располагалось и в бывшем Гофмейстерском корпусе. В разное время здесь жили литературовед М.П. Алексеев, директор Пулковской обсерватории С.И. Белявский, литературовед Л.Б. Модзалевский, академик-востоковед В.В. Струве и другие учёные.

Литейный проспект, 55

Рассказ про здание на Литейном, 55, где проходят наши семинары, придется начать издалека.

При императоре Павле I было основано Училище Ордена Св. Екатерины (или Екатерининский институт) для бедных благородных девиц. Каждая дама, имевшая орден Св. Екатерины, обязана была вносить на содержание заведения определенную долю от всего имеющегося у нее дохода. Первой смотрительницей института была гроссмейстер ордена Св. Екатерины — супруга императора Мария Федоровна. После смерти Марии Федоровны все благотворительные учебные заведения принимали под свое покровительство следующие императрицы. На содержание института, в котором воспитывалось 200 девиц, тратилось ежегодно 60 тысяч рублей, а обучение длилось шесть лет и принципиально не отличалось от обучения в Смольном институте.

Институту был выделен Итальянский дворец на Фонтанке, выстроенный еще в 1711 году Петром Первым для его дочери Анны. В 1796 году было решено отдать этот дворец под военно-сиротский дом, но в 1800-м задумали поместить там вновь организованное Екатерининское училище. Однако дворец к тому времени очень обветшал, и потому его снесли, а на его месте Дж. Кваренги построил в 1804–1807 годах существующее поныне здание в стиле классицизма, окруженное садом. Институт и просуществовал здесь до самого 1917 года.

Это красивое здание на Фонтанке, 36, ныне используется Публичной библиотекой для Юношеских читальных залов.

Участок на Литейном, 55, находился на краю сада Екатерининского института, и в 1840 году на месте существовавшего там до этого небольшого дома архитектор Альберт Катаринович Кавос (тот самый, который построил Мариинский театр) выстроил дом, в котором разместились квартиры служащих Екатерининского института.

В 1928 году при Публичной библиотеке было создана типография, которая и разместилась на Литейном, 55. Впоследствии, после череды организационных преобразований и объединений с другими типографиями и издательствами, она стала именоваться «Полиграфическое объединение №3».

Но здание осталось прежним. И в нем, помимо самого полиграфического объединения, размещается «Центр книги и графики» — современный выставочный зал, позволяющий проводить выставки самых разных направлений. Рядом с ним есть уютный конференц-зал, в котором наш центр проводит свои семинары.

Рядом с домом 55 по Литейному проспекту находятся очень интересные места. Прежде всего, советуем заглянуть в соседний дом под № 57. Это так Торговые ряды «Новый пассаж», построенные в 1912–1913 годах мастерами северного модерна архитекторами Н.В. Васильевым и А.Ф. Бубырем. Чтобы оценить по достоинству архитектуру этого здания, лучше посмотреть на него с другой стороны улицы. Как следует из названия, здание предназначалось для размещения в нем торговых предприятий. И поныне это так. Мы рекомендуем посетить расположенный здесь магазин «Подписные издания» — современное пространство, где можно полистать понравившуюся книгу за столиком с лампой, разместившись на уютных антресолях, или же насладится чашечкой ароматного кофе, поглядывая в огромные окна-витрины на суету Литейного проспекта. Цены ниже городских, подбор литературы исключительно интересный. Много оригинальных открыток (без покупок уйти сложно) (http://www.podpisnie.ru).

А если вы пройдете еще немного вдоль здания, до подворотни, и не поленитесь зайти в нее, то попадете в сад Фонтанного дома — Шереметевского дворца на Фонтанке, в служебном корпусе которого более 20 лет жила Анна Андреевна Ахматова (сейчас в ее квартире, вернее, в квартире ее гражданского мужа Николая Пунина, расположен музей, посвященный поэту) (http://akhmatova.spb.ru/). В самом Шереметевском дворце, памятнике архитектуры XVIII века, располагается интереснейший Музей музыки, где часто проходят и концерты (http://theatremuseum.ru/). А в бывших Манеже и конюшнях дворца находится «Театр на Литейном» (http://www.naliteinom.ru/) (в театральный зал эти помещения были перестроены еще до революции, в 1908 году). Это драматический театр, популярный у горожан и гостей города.

Казанская улица, 7

Некоторые наши семинары проходят в большом красивом здании XIX века на Казанской улице.

Решение о строительстве этого здания было принято в 1804 году, когда улица носила название Большой Мещанской. В новом строении должны были размещаться Опекунский Совет, а также экспедиция Ссудной и Сохранной казны. Опекунский Совет ведал организационно-финансовыми делами «Ведомства воспитательных учреждений императрицы Марии». Это благотворительное учреждение для воспитания сирот ведёт свою историю с 1767 года. Оно было создано для призрения незаконнорождённых детей, сирот и детей малоимущих родителей. Воспитанники содержались здесь до 21 года, получая при этом, как минимум, начальное образование. Воспитательный дом имел свои медицинские заведения, оспопрививательное отделение и даже собственную аптеку. Ведомству подчинялись воспитательные дома, женские институты, сиротские приюты, вдовьи дома и богадельни по всей России. По традиции, которую заложила Мария Федоровна, супруга Павла I, ведомство возглавляла императрица.

Известно, что Джакомо Кваренги был автором рисунков официальной эмблемы Воспитательного дома — с фигурой пеликана, который разрывает себе грудь и кормит птенцов своим мясом. Кваренги же был приглашён для составления проекта здания Опекунского совета. Архитектор был лично знаком с императрицей Марией Федоровной и выполнил несколько крупных проектов благотворительных учреждений: здание Мариинской больницы для бедных, ансамбль Екатерининского института и самый известный проект — здание Смольного института.

Распоряжение о начале работ было дано в мае 1808 года. Внутренняя планировка и конструктивные особенности здания Опекунского совета определялись специфическими нуждами учреждения, в котором хранилось большое количество материальных ценностей и денежных документов. Именно поэтому конструкция перекрытий выполнена в виде кирпичных сводов с целью уменьшения опасности их обрушения на случай пожара.

Задачей Опекунского совета были не только сбор средств и финансирование подведомственных заведений, но и приумножение капиталов. С увеличением оборотов финансовой деятельности Опекунского Совета в 1830 году началась разработка проекта пристройки флигеля к главному зданию в направлении юго-запада архитектором П.С. Плавовым. Строительные работы начались в конце 1835 году, а закончились в 1839 году. С дворовой стороны здание было расширено по границе существовавшего выступа, влево здание увеличилось на 15 оконных осей, также здание приобрело парадную лестницу.

В 1842 году было открыто новое кредитное учреждение — Сберегательная касса, и вновь встал вопрос о расширении здания, но теперь на юго-восток. Детальный проект перестройки здания Опекунского совета был представлен архитектором П.И. Таманским с участием П.С. Плавова. Строительство началось в 1856 году и закончилось в 1860 году. Здание получило вторую парадную лестницу, выросло по плану на 11 оконных осей. Это был последний этап перестройки. В этом виде здание сохранилось до сегодняшнего дня. Дошли до нас и интерьеры знаменитого «Зала с пеликанами».