Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Межрегиональный Центр Повышения Квалификации

Рекомендуем посетить

Актуальные культурные мероприятия

Дорогие друзья!

Наш город предоставляет массу возможностей для человека, желающего получить впечатления от посещения культурных мероприятий: выставок, концертов, спектаклей, кинопоказов, лекций, встреч с интересными людьми.

Чтобы сделать выбор среди множества событий, мы предлагаем воспользоваться ссылкой http://calendar.fontanka.ru. Это афиша на ближайшую неделю, которую предлагает главное независимое интернет-издание нашего города Фонтанка.ру.

Также можно воспользоваться Яндекс Афишей, выбрав интересующие вас даты.

https://afisha.yandex.ru/saint-petersburg

Обратите, пожалуйста, внимание, что очень удобно и выгодно приобретать билеты на экскурсии, спектакли и другие мероприятия на сервисе по продаже билетов со скидкой gorbilet.com

Желаем самых приятных впечатлений! И не бойтесь экспериментировать!

Новая Голландия
ПН–ЧТ: 9:00–22:00 ПТ–ВС: 9:00–23:00 Вход закрывается за полчаса до окончания рабочего времени острова. Вход свободный.

Новая Голландия — искусственный остров в Санкт-Петербурге, ограниченный рекой Мойкой и рукотворными каналами: Крюковым и Адмиралтейским. На острове с 1730-х годов располагались склады корабельного леса, которые сначала были просто деревянными амбарами, расположенными по периметру. К середине XVIII века они обветшали, и было принято решение выстроить их в камне. Воплощением этой идеи занимался главный архитектор Адмиралтейств-коллегии на тот момент Савва Иванович Чевакинский. Он-то и придумал не просто выстроить склады, а создать целостный архитектурный ансамбль, который служил бы украшением города. Также он предложил новую систему хранения брёвен — вертикальную. Предполагалось создать систему из 63-х отсеков, имевших в разрезе форму усеченных треугольников. Внутренние столбы поддерживались вертикальными рёбрами, контрфорсами, на которых крепились деревянные решётки для опоры брёвен. По ширине отсеки были одинаковыми, а по высоте — разными, чтобы обеспечить отдельное хранение разновеликих стволов. Внутри острова планировался бассейн, к которому вели два внутренних канала — со стороны Мойки и со стороны Крюкова канала. Это всё создавало удобную систему для транспортировки и складирования корабельного леса.

В 1760-х годах доработку проекта Чевакинского поручили Жан-Батисту Вален-Деламоту. Именно этому архитектору мы обязаны оформлением фасадов комплекса. Он придумал скруглить углы складов, а главное — украсить арками проходы во внутренние каналы. К сожалению, арка была возведена только одна, со стороны Мойки, но она стала настоящим шедевром и до сих пор является одним из красивейших архитектурных сооружений нашего города. Арка возводилась семь лет, до 1784 года, и сочетает в своей отделке кирпичную кладку и гранит. (Колонны сделаны из гранитных блоков, гранит использован и для отделки стереобата и антаблемента.)

До начала XIX века складские помещения активно использовались. Но со временем выяснилось, что вертикальное хранение имеет и существенный недостаток — нижние части брёвен начинали гнить. Поэтому решено было использовать амбары для хранения инвентаря Морского ведомства. Здесь появились мундирные и экипажные магазины (так назывались военные или флотские склады).

В 1828 году на острове была построена морская тюрьма. Ее проект, круглый в плане, создал Александр Штауберт. До 1860-х годов здание по назначению не использовалось. Но в 1863 году его реконструировали для содержания арестантов, пристроили комендантский дом. Камеры в ней были устроены так, что заключенные в них только спали. Остальное время они работали в слесарных, токарных, такелажных мастерских, получая оплату. Тюрьму прозвали «Бутылкой» из-за её необычной формой. До сих пор это название в ходу.

Также на острове была научно-техническая лаборатория, в которой в 1890-х годах Д.И. Менделеев проводил опыты по созданию бездымного пороха. В это же время появился и Опытовый бассейн для испытания корабельных моделей.

В ХХ веке именно это направление и задало вектор развития жизни острова. К тридцатым годам возобновляется деятельность бассейна в полной мере. На его базе создается Научно-исследовательский институт военного кораблестроения. Бассейн модернизируют и удлиняют на 27 метров, в нём проводятся испытания кораблей и подводных лодок.

В войну остров пострадал от обстрелов: 70 снарядов и 10 бомб взорвались на его территории.

К концу ХХ века весь комплекс пришел в полный упадок. В 2000–2004 годах снесли некоторые здания, в том числе был утрачен Опытовый бассейн.

В 2006 году остров передали из ведения Министерства обороны администрации Санкт-Петербурга. Нет нужды говорить о том, что всё время до этого остров был совершенно закрыт для горожан. Люди могли любоваться им только с противоположного берега. Поэтому-то он и приобрёл славу самого загадочного места города.

В 2006 году был объявлен конкурс по реставрации исторических зданий и приспособлению территории под общественно-культурные цели. Проблема была в одном — где найти средства на развитие острова.

В ноябре 2010 года ООО «Новая Голландия Девелопмент» (подразделение компании Millhouse LLC — инвестиционной компании, подконтрольной Р. Абрамовичу и Е. Швидлеру) выиграло тендер на реставрационные работы и реорганизацию пространства острова. Для создания концепции и проведения архитектурного конкурса в качестве креативного подрядчика был привлечен некоммерческий фонд «Айрис» Дарьи Жуковой. В 2011 году был повторно объявлен конкурс. В том же году первый раз за много лет остров был открыт для публики на летний период. Это продолжалось и последующие три года. Люди, особенно молодые, очень полюбили это место, и в посетителях недостатка не было.

Победителем конкурса стал проект американского архитектурного бюро WorkAC, который сейчас, с доработками, и воплощается на острове. По этому проекту не предполагается возведение новых зданий, а планируются реставрация и приспособление для современного использования существующих, а также организация обширной парковой зоны.

Сейчас остров открыт для публики круглый год. В «Бутылке», каждый из трех этажей которой реконструированы в своём собственном стиле, расположились рестораны, кафе, магазины, спортивные и балетные студии. В «Кузне» — ресторан и кулинария. В «Доме коменданта» — школа креативных индустрий «Маяк» для детей и подростков 5–17 лет. Во временном павильоне проводятся лекции, кинопоказы, встречи с интересными людьми, для посещения которых требуется просто зарегистрироваться. Каждый сезон предполагает свою культурную программу. Зимой на острове работает лучший в городе каток, а летом 2018 года появились песчаный пляж на понтоне и розовые надувные фламинго, плавающие в ковше. Для детей есть игровая площадка в виде каркаса корабля «Фрегат» и площадка с песочницей и качелями. Даже туалет устроен необычно — под землёй.

Новая Голландия сейчас — популярнейший центр культурной жизни города. Не верится, что каких-нибудь 10 лет назад никто даже пройти туда не мог…

Знаменитая арка Новой Голландии над проходом во внутренний канал. Состояние на сентябрь 2018 года


Здание складов по Крюкову каналу после реставрации. Хорошо видны разная высота отсеков и контрфорсы. На месте прохода во внутренний канал, где должна была бы быть вторая арка по замыслу Вален-Деламота, планируется устроить мост


Бывшая тюрьма «Бутылка» — центр коммерческой жизни острова


Реконструированный вход в «Бутылку»


Ресторан «Кузня»


Детские площадки на острове


Вид на парк и сцену Новой Голландии. Сентябрь 2018 года


Новшество летнего сезона 2018 года — песчаный пляж на понтоне среди ковша с плавающими фламинго

Феодоровский собор
Миргородская улица, д. 1В
От площади Восстания по Гончарной улице до конца, затем повернуть направо

В пяти минутах ходьбы от площади Восстания и Московского вокзала есть настоящее чудо. Этот храм правильно называется собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия дома Романовых. Построен он был по проекту архитектора Степана Самойловича Кричинского в 1910-х годах. По условиям конкурса, собор должен был напоминать о эпохе восшествия Романовых на трон, то есть о XVII веке. В нём угадываются черты и новгородского, и владимиро-суздальского, и ростовского зодчества. Поэтому-то облик его настолько необычен в нашем городе с его барочными и классицистическими храмами. Но всё же он не реплика древнерусских соборов. Причудливая асимметричность храма, разные башни — приметы модерна. Также к этому стилю отсылает и восьмиметровое майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», помещенное на северном фасаде.

Храм двухэтажный. Нижний храм освящен в честь Александра Невского и Марии Магдалины — святых, соимённых родителям последнего российского императора Николая II, а верхний — в честь Феодоровской иконе Божией Матери и преподобного Михаила Малеина, небесному покровителю первого царя Романова Михаила Федоровича. Храм назван в честь Феодоровской иконы Божией Матери, так как именно ею Ксения Ивановна Романова благословила своего сына Михаила Романова на царство.

Замысел внутреннего убранства был очень интересен. Нижний храм должен был быть оформлен в стиле новгородских церквей XIII века, то есть без иконостаса, с небольшой алтарной оградой. А верхний — в стиле московских храмов XVII века. Такая задумка символизировала преемственность. До революции работы над интерьерами верхнего храма были завершены, сохранились их фотографии и описания, а вот к нижнему так и не приступили.

В 1932 году собор закрыли. Его было решено переоборудовать под молокозавод. Здание было самым варварским образом перекроено и снаружи, и изнутри. В результате первоначально двухэтажный пятиглавый собор превратился в пятиэтажное промышленное почти кубическое строение, хаотично обросшее по периметру кирпичными пристройками, общей площадью почти не уступавшими площади собора. Почти всё внутренне убранство исчезло. Лишь 48 из 118 икон из иконостаса верхнего храма сохранились в Государственном музее истории религии, а также в Государственном Русском музее напрестольное Евангелие и несколько предметов из евхаристического набора. Завод просуществовал здесь до 2005 года.

После перестройки сразу же встал вопрос о передаче храма церкви. Но его решение затянулось до 2005 года. А община образовалась уже в 1992 году, для её нужд рядом с собором была построена часовня, освящённая в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Там шли службы, развивалась культурно-просветительская деятельность. Во главе стоял протоиерей Александр Сорокин — человек, которому мы во многом обязаны возрождением Феодоровского собора.

Наконец, в 2005 году здание передали верующим. Прихожане своими силами расчищали завалы, пытались хоть как-то приспособить его для служб. Но задача была непосильной. К осени 2006 года были получены средства из федерального бюджета по программе «Культура России» на проведение части первоочередных противоаварийных работ в нижнем храме. Ситуация резко изменилась в конце 2006 года, когда Председатель Государственной Думы Российский Федерации Борис Грызлов посетил храм и принял предложение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира создать и возглавить Попечительский совет для возрождения храма. Реставрация началась летом 2007 года и, не прекращаясь ни на один день, продлилась в течение шести лет. Её результатом стал нынешний облик собора.

Но всё-таки чудом его делает не только долгожданное возрождение.

Как уже упоминалось, до революции интерьер нижнего храма не успели оформить. И встала задача сделать это заново. С этой целью о. Александром Сорокиным был приглашён выдающийся иконописец нашего времени архимандрит Зинон (Теодор). Задумка автора состояла в том, чтобы вернуться в оформлении храма к раннехристианскому пониманию службы, когда и священники и прихожане соучаствуют в Евхаристии, и главное таинство происходит открыто, а не за высоким иконостасом. Поэтому алтарная часть ограждена от основной только небольшой преградой, искусно сделанной из светло-бежевого мрамора разной обработки: гладкого, полированного, колотого. Царские врата такие же низкие, как и преграда. И прихожане, и священнослужители не разделены, а наоборот, являются единой общиной. Человек, впервые попавший в храм, иногда даже задаётся вопросом: "А православная ли это церковь?", настолько непривычно видеть храм с доступной взору алтарной частью. На полу выложен лабиринт, такой же, как лабиринт 1205 года Шартрского собора во Франции. Он символизирует путь верующего к Богу. Есть и мраморный баптистерий, купель для крещения взрослых полным погружением, что тоже очень необычно для русских церквей. Светильники, оклады икон выполнены в стиле модерн, но с явной отсылкой к раннехристианскому искусству. Но главное чудо — это фрески Зинона. Они украшают собой алтарную апсиду и расположенные по сторонам от неё жертвенник и диаконник. Словами трудно передать то впечатление, которое получает человек, смотрящий на них. Удивительная цветовая гамма, яркие образы, необыкновенная композиция — всё это трогает до глубины души. Сразу понимаешь, что перед тобой истинное произведение искусства. И так как идея оформления всего нижнего храма принадлежит одному человеку, то в своем воплощении она привела к удивительной гармонии всех элементов убранства, а главное — к соответствию его основному предназначению храма — евхаристическому собранию Церкви.

Конечно, словами трудно передать всю красоту этого собора. Поэтому выделите полтора часа времени и сходите туда. Храм открыт каждый день с 7 до 19 часов.


«Санкт-Петербург опера»
Галерная улица, 33

Этот театр мы рекомендуем посетить по двум причинам. Во-первых, он располагается в уникальном здании. Во-вторых, предлагает интереснейший репертуар, включающий не только полноценные оперные постановки, но и представления, посвященные отдельным композиторам, хитам мировой оперы или музыкальным жанрам, например, романсу, оперетте, музыке советских композиторов. И всё это на высочайшем исполнительском уровне.

Руководит театром режиссер, успешно работавший до этого в Мариинском театре, — Юрий Александров. Он не побоялся выйти за рамки просто оперного театра, пытаясь привить публике вкус к хорошей музыке разных жанров.

Немного о истории здания. В центре Петербурга есть небольшой уютный особняк, в конце XIX века принадлежавший барону Сергею Павловичу фон Дервизу, который решил перестроить обычный доходный дом, превратив его в дворец эпохи модерна. Архитектор П. Шрейбер выполнил эту задачу, уделив главное внимание интерьерам. Сергей Павлович был профессиональным музыкантом, поэтому в здании был спроектирован театральный зал.

1909 году особняк на Галерной и часть дома на Английской набережной купил шталмейстер двора, председатель общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н. Шебеко. Новый хозяин частично реконструировал дома фон Дервиза по проекту архитектора А.П. Максимова. В таком виде здания дошли до наших дней.

Пора театрального расцвета особняка фон Дервиза приходится на два периода: начало XX века — эпоха Всеволода Мейерхольда и начало XXI века — эпоха Юрия Александрова.

В октябре 1910 года Мейерхольд создал «Дом интермедий», где творил под псевдонимом Доктор Дапертутто. Небольшая сцена особняка фон Дервиза стала в начале ХХ века одной из главных испытательных площадок режиссерской революции театра.

Несмотря на блистательные сценические эксперименты, «Дом интермедий» был вынужден прекратить свое существование в связи с финансовыми проблемами в конце 1911 года. И только почти через 90 лет в особняк фон Дервиза вернулась театральная жизнь.

После революции 1917 года особняк был разграблен. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом — Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а дворовый флигель занял медвытрезвитель. Помещения, выходившие на Красную (Галерную) улицу, в 1946 году были отданы клубу рабочих Адмиралтейского завода с романтичным названием «Маяк». Долгие годы особняк влачил жалкое существование, чудом сохранив часть уникальных интерьеров. В начале 1990-х ДК «Маяк» был вынужден сдавать свои помещения в аренду. В 1998 году здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ Опера».

Особняку был необходим серьезный ремонт, но труппа «Санктъ-Петербургъ Оперы» всё же решилась играть здесь свои спектакли. Благодаря усилиям руководителя театра Юрия Александрова с 2000 года начались восстановительные работы. Частично заменили полы и электропроводку, вставили стекла, двери, укрепили потолки. Отреставрировали Белый театральный зал, сцену, грот, фойе и артистические уборные. Воссоздали занавес с фамильным гербом барона фон Дервиза. Была проделана поистине гигантская работа по возвращению в нормальное состояние некоторых помещений здания. Так, в главном, Белом зале, выполненном в стиле барокко, был расчищен потолок, и под слоем масляной краски обнаружился удивительной красоты плафон с изображением голубого неба, в котором под облаками витают три ласточки.

За долгие годы ремонта удалось возродить из разрухи и реконструировать роскошные интерьеры особняка: Мавританскую гостиную, покрытую позолоченным орнаментом, Кленовую гостиную, украшенную живописным панно, Зимний сад, сделанный в виде причудливого грота, Красную гостиную (образец итальянского Ренессанса) и другие помещения. Восстановительные работы далеко не закончены. Руководство театра пытается возвратить былую красоту интерьерам второго здания особняка, выходящего фасадом на Английскую набережную.

spbopera.ru